Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Крупнейшие мастера русской классической литературы стали обращать свои взоры на несчастных и обездоленных, показывая чистую душу, страдающую или радующуюся, независимо от социального положения переживающую всю гамму человеческих эмоций.
В русской литературе первой половины XIX в. проблема «маленького человека» была одной из ведущих. Образ «маленького человека» зародился еще в литературе XVII в. («Повесть о Фроле Скобееве»), затем развивался в повести XVIII в. («Бедная Лиза») и приобрел особую популярность в творчестве писателей «натуральной школы» (Ф.М. Достоевский, И.И. Панаев, Е.П. Гребенка, И.С. Тургенев, А.Д. Галахов, С.П. Победоносцев, Я. Бутков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Это было связано, во-первых, с гуманизацией литературы, ее интересом к человеку как таковому независимо от его социального значения, во-вторых, с утверждением реалистического метода в русской литературе, изображавшего человека как социально обусловленное явление.
Понятие маленького человека трансформируется с ходом развития литературы, как в общем виде, так и отдельно в творчестве писателей XIX века. Следует отметить, что данная тема не столь актуальна для русской литературы ХХ века ввиду ее суггестивных преобразований, колебаний поэтики и, как следствие, перерастания наличной фигуры маленького человека в нечто более сложное, знаковое, порой кодифицированное, палимпсестное. Литература XIX века, в противовес, сориентирована на воссоздание динамики данного образа, на модель разверстки последнего как характера индивидуального, одновременно с этим стремящегося к явной конкретизации типичных черт времени.
Образ маленького человека в рассказах Чехова также нашел свое зримое выражение. А.П. Чехов вообще полон внимания к личности того, на которого мало кто обращает внимания в виду его низкого служебного положения или отсутствия образования.
«Маленький человек» живет в рассказах и драматических произведениях писателя, напоминая окружающим людям о милосердии, сострадании и терпении.
Цель работы: изучить тему «маленького человека» в ранних рассказах А. П. Чехова.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть «маленького человека» как литературный тип;
• Проанализировать традиции литературы 19 века и новый аспект изображения маленького человека в рассказах А.П. Чехова.
Объект исследования: рассказы А.П. Чехова.
Предмет исследования: «маленькие люди» в рассказах Чехова.
В работах ученых сложился трагический образ «маленького человека». Так, П.Т. Саакян писал: «Трагический образ «маленького человека» - это образ человека надломленного условиями жизни, социально придавленного <.>. Маленькие люди - это жертвы условий жизни, имеющие в своих душах светлые искры человеческих чувств, затаенные мечты о лучшей жизни, но низведенные до положения раба». Однако наряду с «бедными чиновниками» в отечественной литературе 1840-х годов существовали и образы «маленьких людей» - ловких проходимцев, стремящихся любыми способами выйти из трудного положения. Впервые то, что понятие «маленький человек» не всегда у тождественно понятию «бедный чиновник», заметила А.П. Кузичева. Работа исследовательницы посвящена обнаружению различий и общих связей «маленьких людей» русской литературы от А.С. Пушкина до А.П. Чехова. Литературовед отмечает, что в 1830-1840-х годах в тексты самих произведений о бедных героях входит также словосочетание «мелкий человек», которое порой вытесняет «мелкого чиновника». Объяснение этого явления Кузичева склонна видеть в глубинных процессах самой русской действительности, в судьбах русской литературы, которые до сих пор не «вскрыты» и не изучены всесторонне.
Тем не менее, наличие литературы, затрагивающей вопросы характера и причин несчастья «маленького человека», не разрешает в полной мере всех проблем, связанных с этим литературным феноменом.
Глава 1. "Маленький человек" как литературный тип
Русская литература богата вечными образами и типами, и, пожалуй, самый известный и узнаваемый из них – тип «маленького человека», с которым мы знакомы со школьной скамьи. Этот тип не статичен, он изменяется вместе с тем, как изменяется литература и общественное сознание. И на примерах произведений Ф.М. Достоевского и Федора Сологуба можно заметить значимые трансформации, которые претерпел этот, казалось бы, канонический образ.
Само определение «маленький человек» – настоящий долгожитель в литературоведении. Все «маленькие люди» имеют в своей основе много общих черт, среди которых:1) невысокое, бедственное и подчиненное социальное положение; 2) страдание, которое происходит от собственной слабости и совершенных ошибок; 3) ущербность личности, убожество и неразвитость; 4) острота переживаний; 5) осознание себя приниженным человеком, стремление утвердить свое право на жизнь; 6) обращение к Богу как единственному источнику справедливости и равенства: только перед Богом одинаково равны и «малы» все . При этом важно понимать, что наличие общих признаков не делает таких героев одинаковыми, отнюдь нет; каждый из них имеет свою художественную индивидуальность и по-своему раскрывает ту или иную тему.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аникин А.А. Тип маленького человека в русской классике – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37140.php?ELEMENT_ID=37140&PAGEN_1=2
2. Герой времени. Передонов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archive.svoboda.org/programs/cicles/hero/11.asp.
3. Гоголь Н. В. Мертвые души // Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. М.: «Правда», 1984. Т. 5. Мертвые души. 320 с.
4. Иванов О.Б., Костяхина А.К. развитие темы «маленького человека» в «Двойнике» Ф.М. Достоевского и в «Мелком бесе» Федора Сологуба // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 5(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 60-65.
5. Кирпотин В.Я. Избранные работы. В 3-х томах. Т. 2. Достоевский. – М., «Художественная литература», 1978. 485 с.
6. Мережковский 1914 – Мережковский Д.С. Исследование. Л. Толстой и Достоевский: Религия / Полн. собр. соч. Т. ХI. СПб. – М.: Изд. М.О. Вольф, 1914.
7. Назиров Р.Р. Творческие принципы Достоевского. – Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982.
8. Смирнова Н.Н. Образ «маленького» человека в творчестве Ф. Сологуба и Н.В. Гоголя – [Электронный ресурс] – Точка доступа: http://www.kresttsy.ru/node/430
9. Трунцева Т.Н. Сквозные темы в русской литературе XIX века: тема "Маленького человека" в рассказе А.П.Чехова "Смерь чиновника". Подготовка учащихся к ЕГЭ и олимпиаде по литературе // Литература в школе. - 2010 - № 2
10. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М., 1964.
11. Чехов А. П. Полное собр. соч. и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983. Т. 2. Рассказы. Юморески, 1883–1884 / Текст подгот. и примеч. сост. Л. М. Долотова, Л. Д. Опульская, А. П. Чудаков; Ред. тома А. С. Мясников. М.: Наука, 1975. 584 с.
12. Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» // Литература в школе. - 2009. - №2. - С.41 - 43